ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ДЕТСКОМ САДУ, НЕ ИМЕЮЩЕМ В СВОЕЙ СТРУКТУРЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ ГРУПП
• Утверждено на заседании актива дефектологов г.Москвы на основании решения коллегии
Московского комитета образования от 24 февраля 2000 г.
Пояснительная записка
I. Работа учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп, направлена на исправление дефектов речи детей. Наряду с коррекционными мероприятиями учитель-логопед проводит профилактическую работу в дошкольном учреждении по предупреждению нарушений речи у детей.
П. Учитель-логопед работает 5 дней в неделю (общее количество часов работы - 20). График работы может быть составлен в зависимости от занятости детей как в 1-ю, так и во 2-ю половину дня.
III. В должностные обязанности учителя-логопеда должна включаться только    работа с детьми, имеющими речевую патологию.
IV. На логопедические занятия отбираются дети подготовительных и старших групп, имеющие простую и сложную дислалию, фонетико-фонематические нарушения.
V. Логопедическое обследование детей в дошкольном учреждении в первую очередь проводится у детей 5-6-летнего возраста, остальные дети обследуются в течение года.
VI. Дети, страдающие заиканием, общим недоразвитием речи и задержкой психического развития, должны быть направлены в специальные учреждения. В случае отказа от перевода ребёнка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несёт ответственности за полное устранение дефекта.
VII. Количество детей, занимающихся одновременно на логопункте, должно составлять 20-25 детей в течение года.
VIII. Общая продолжительность логопедических занятий находится в прямой зависимости от индивидуальных особенностей детей. По мере необходимости учитель-логопед выводит детей из логопедических занятий и заменяет их другими.
IX. Работа по исправлению речи проводится 5 раз в неделю, носит индивидуальный или подгрупповой характер. Все 4 часа своего рабочего времени учитель-логопед работает непосредственно с детьми.
X. Учитель-логопед берёт детей на свои занятия с любых воспитательных занятий.
XI. В дошкольном учреждении должны быть созданы все необходимые условия для проведения логопедических занятий, должен быть изолированный логопедический кабинет (оборудование кабинета см.в «Программе обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи», составители Г. А.Каше и Т.Е. Филичева).
XII. Документация учителя-логопеда в детском саду, не имеющем специализированных групп:
• журнал состояния речи всех детей;
• список детей, нуждающихся в логопедической помощи, с указанием возраста и характера речевого нарушения;
• индивидуальные тетради для занятий детей;
• журнал посещаемости занятий;
• речевая карта на каждого ребёнка, взятого на занятия, с указанием даты ввода и окончания занятий;
• план мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей по работе над звуковой культурой речи).
XIII. Показателем работы учителя-логопеда в детском саду является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу.
XIV. Учитель-логопед в детском саду обязан участвовать во всех методических мероприятиях, проводимых в округе, повышать свою квалификацию.
XV. Аттестация учителя-логопеда на П-ю квалификационную категорию должна проводиться с участием старшего логопеда, курирующего муниципальную территорию.
Поскольку учитель-логопед работает в дошкольном образовательном учреждении, начало и окончание учебного года, время, отведённое на обследование детей, учебная нагрузка(20 астрономических часов в неделю, 4 часа в день)соответствует установленным нормам для учителей-логопедов коррекционных(логопедических)групп дошкольных образовательных учреждений. Все 4 часа своего рабочего времени учитель-логопед работает непосредственно с детьми.
Распределение рабочего времени
Первые три недели отводятся для полного комплектования групп и подгрупп детей, которые будут заниматься с логопедом в текущем учебном году. Учитель-логопед работает 5 дней в неделю (общее количество часов работы в неделю-20).Все 4 часа своего рабочего времени учитель-логопед работает непосредственно с детьми. График работы может быть составлен в зависимости от занятости детей, как в первую, так и во вторую половину дня. Учитель-логопед имеет право брать для коррекционной работы обучающихся (воспитанников) с любых занятий, проводимых педагогами в группе.
Нагрузка учителя-логопеда на 1,0 ставку предусматривает одновременную работу по коррекции речи от 12-ти до 16-ти детей, от 20 до 25 детей в течение года. Принимаются дети с простой и сложной дислалией, в сложных ситуациях логопед обязан рекомендовать родителям посещение специальной речевой группы. В случае отказа от перевода ребёнка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несёт ответственности за устранение дефекта. Зачисляются в группы дети на основании следующих документов:
- характеристики-направления поликлинического логопеда;
- заключения врачей отоларинголога, психоневролога и стоматолога. Дети с диагнозом
ФНР берутся в работу сроком до 6 месяцев, дети с диагнозом ФФНР - на 1 год.
По мере исправления недостатков речи логопед выводит детей из списка, и заменят их другими.
На логопедические занятия отбираются дети с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста.
Ребёнок должен получать индивидуальную коррекционную помощь не менее 3-х раз в неделю. Продолжительность индивидуальных занятий зависит от речевого диагноза, возраста ребёнка, индивидуальных особенностей развития ребёнка, его психофизического статуса. Время, отведённое на индивидуальное занятие с ребёнком, увеличивается, если учитель-логопед сам забирает ребёнка из группы и отводит его в группу после окончания занятия.
Учитель-логопед планирует подгрупповые занятия, если есть дети одного возраста со  сходными речевыми диагнозами (не менее 6 детей). Продолжительность подгруппового занятия не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста (программой обучения и воспитания в детском саду, инструктивно- методическим письмом «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»).
Планирование логопедической работы учитель-логопед осуществляет в соответствии с
образовательными программами, отвечающими требованиям государственного образовательного стандарта, и несёт ответственность за их реализацию не в полном объёме. Наряду с коррекционными мероприятиями проводит профилактическую работу в дошкольном образовательном учреждении по предупреждению нарушений речи у детей. Учитель-логопед проводит работу с воспитателями дошкольного образовательного учреждения по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста (консультации, семинары, семинары-практикумы и другие формы и виды работ), родителями (законными представителями), посещающих его занятия.
Показателем работы учителя-логопеда является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу. Аттестация учителя-логопеда на П-ю квалификационную категорию должна проводиться
с участием старшего логопеда ОМЦ.

Оборудование логопедического кабинета
На двери логопедического кабинета должно висеть расписание работы учителя-логопеда. В логопедическом кабинете должно находиться следующее оборудование.
1. Столы по количеству детей, занимающихся в одной подгруппе.
2. Шкафы или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы.
3. Настенное зеркало 50x100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, оно должно висеть возле окна со специальным освещением.
4. Зеркала 9x12 см по количеству детей, занимающихся одновременно коррекцией произношения на подгрупповом занятии.
5. Стол возле настенного зеркала для индивидуальной работы с ребёнком и два стула - для ребёнка и для учителя-логопеда.
6. Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов.
7. Технические средства обучения.
8. Настенная касса букв.
9. Наглядный материал, используемый при обследовании речи детей, размещённый в отдельном ящике или конвертах.

10. Наглядный материал по развитию речи, систематизированный и сложенный в специальные ящики.
11. Учебные пособия в виде карточек, карточек с индивидуальными заданиями, альбом для работы над звукопроизношением.
12. Различные речевые игры.
13. Методическая литература.
14. Полотенце, мыло и бумажные салфетки.
Логопедический кабинет должен быть эстетично оформлен, украшен комнатными растениями. Не рекомендуется вешать на стены картины, эстампы, рисунки и таблицы, не связанные с коррекционным процессом, так как они отвлекают внимание детей во время занятий и создают ненужную пестроту обстановки.

Документация и её ведение

Для учёта коррекционного процесса, который проводит учитель-логопед, предлагаются виды документации:
1. Журнал учёта посещаемости логопедических занятий детьми.
2. Журнал обследования речи детей, посещающих данное дошкольное образовательное учреждение (с 3-х до 7-и лет).
3. Журнал регистрации детей, нуждающихся в коррекционной (логопедической) помощи.
4. Речевая карта на каждого ребёнка с перспективным планом работы по коррекции выявленных речевых нарушений, результатами продвижения раз в полгода, с указанием даты ввода и окончания занятии.
5. План мероприятий, направленных на профилактику речевых расстройств у детей (консультации, семинары для воспитателей, других специалистов ДОУ, родителей или лиц их заменяющих по работе над звуковой культурой речи).
6. Календарный план подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми.
7. Тетради-дневники для индивидуальных занятий по коррекции речи детей.
8. Расписание занятий, заверенное заведующим дошкольным образовательным учреждением.
9. График работы учителя-логопеда, утверждённый руководителем дошкольного образовательного учреждения, согласованный с администрацией учреждения.

10. Картотека с перечислением оборудования, учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедическом кабинете.
11. Копии отчётов об эффективности коррекционной (логопедической) работы за учебный год (не менее чем за последние три года).
12. Катамнестические данные о детях, прошедших курс коррекционных занятий, посредством взаимодействия с учителями начальных классов школ и
воспитателями детского сада, за прошедшие три года.