"Классическая музыка в детском саду"
    Дошкольное детство - именно в этом возрасте закладываются те основы, которые позволяют успешно развить у детей музыкальные способности, приобщить их к музыке, сформировать у них положительное к ней отношение. Ребенок постоянно находится в "музыкальной" среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура.
    Ещё находясь в утробе матери, ребенок реагирует на все окружающие звуки. Первые звуки, которые малыш способен узнавать – это голос мамы, поющей ему колыбельную. Еще не зная языка, не понимая слов, ребёнок реагирует на окружающие его звуки, он уже способен эмоционально откликаться на звучание голоса, музыкальных инструментов и звуки природы.
Таким образом мы можем с полной ответственностью сказать, что приобщать ребёнка к классической музыке никогда не рано!
    Важной задачей музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей: мелодического слуха, чувства ритма, музыкальной восприимчивости.
При формировании музыкального восприятия, вкуса, слуха большое значение имеет период, в который начинается развитие этих самых способностей. Чем раньше родители и педагоги начнут приобщать ребёнка к классической музыке, тем гармоничнее будет формироваться личность ребёнка.
Упущенное в дошкольном возрасте – невосполнимо!
    Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа. Если ребенок слышит народные мелодии с раннего детства, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребенку важно прочувствовать красоту классической музыки, накопить опыт ее восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.
    Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чайковского) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А.Вивальди, И.С., Баха, В. А. Моцарта.
    Так, по данным современных исследователей, классическая музыка для дошкольников способствует улучшению соматических и функциональных показателей, значительно улучшает и восстанавливает рефлексы врожденного автоматизма, способствует нормализации частоты дыхания и частоты сердечных сокращений.
    В современной психологии существует даже отдельное направление – это музыкотерапия. Она представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении, страхах, а также при различных психологических заболеваниях.
    Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекция отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии.
   Основные педагогические методы в музыкальном воспитании.
Наглядно-слуховой метод - основной метод музыкального воспитания, это когда ребенок растет в среде, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на непосредственное занятие музыкой и использование ее как фона для другой деятельности).
    Наглядно-зрительный метод - когда во время занятия детей знакомят с книгами, с репродукциями картин, рассказывая об эпохе, когда была сочинена музыка, с  народными традициями, обрядами, демонстрируют им изображения предметов быта, одежды. Рассматривание репродукций картин, соответствующих по настроению звучащей музыке, обогащает представления детей об искусстве.
    Словесный метод - когда ведутся краткие беседы о музыке, реплики взрослого помогают ребенку настроиться на ее восприятие, поддерживают возникший интерес. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменения (в звучании (как нежно и печально поет скрипка, а теперь тревожно и сумрачно зазвучала виолончель, как сверкают и переливаются звуки челесты, треугольника, как грустно звучит мелодия).
Практический метод (обучение игре на музыкальных инструментах, пению, музыкально-ритмическим движениям) позволяет ребенку овладеть определенными умениями и навыками исполнительства и творчества.
     Каждый ребёнок, слушая то или иное произведение, воспринимает его по-своему, и это прекрасно, ведь восприятие музыки, как и восприятие любого другого вида искусства очень субъективно.
     В рамках нового образовательного проекта «Классическая музыка в детском саду».
    Проводятся занятия основой которых является процесс «погружения» в классическую музыку, в три этапа. Первый этап - это знакомство с композитором и его творчеством. Второй этап - это непосредственно слушание произведений, живое звучание фортепьяно или аудио запись, после чего ребята делятся своими впечатлениями и обсуждают услышанное. И третий этап - это игра на музыкальных (музыкально-шумовых) инструментах. Пожалуй, это самой сложный, но самый весёлый для детей учебный процесс, так как обучение происходит в игровой форме (а главное, детям разрешается пошуметь).
  Приобщая детей с малых лет к классической музыке, мы воспитываем в них способность воспринимать искусство, замечать прекрасное вокруг.